ПРИЧИНЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ:
наследственность; патологии беременности; родовые травмы; болезни и патологии первого года жизни; психологические проблемы в семье.
Оценить речь ребёнка можно, когда малышу исполнится 3 года.
Если Вы заметили:
- ребёнок плохо запоминает слова, их окончания,
- мало говорит, плохо понимает слова или фразы,
- не может воспроизвести определённые звуки,
- нарушен темп или плавность речи – помощь специалиста обязательна!
Смело обращайтесь к логопеду, он оценит сложность ситуации и даст нужные рекомендации по комплексу мероприятий, которые приведут к успеху.
Вашему вниманию мы представляем комплекс ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ, которые помогут решить проблему быстрее и подойдут для самостоятельных занятий с ребенком дома.
ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ:
- Проветрите помещение.
- Минимизируйте все внешние раздражители ( не включайте телевизор или компьютер, отключите телефон, планшет и т.п.).
- Ведущая деятельность для детей – игра. С её помощью дети познают мир, учатся взаимодействовать с предметами и людьми. Все занятия должны быть занимательной игрой для ребёнка.
- Ребёнок должен быть здоров и спокоен.
- Продолжительность одного занятия 15-20 минут ежедневно.
- Обеспечьте разнообразие развивающего материала.
- Хвалите ребёнка, подбадривайте его.
ВИДЫ ЛОГОПЕДИЧЕКИХ УПРАЖНЕНИЙ:
1. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Способствует развитию речевого аппарата и готовит его к правильному произнесению звуков речи. Выполняйте упражнения перед зеркалом. Наращивайте темп по мере освоения материала.
ЯЗЫК:
- круговые движения вокруг губ ( облизывание);
- движения языка от одного угла губ к другому;
- цокание и щёлканье языком;
- удерживание расслабленного языка за нижними зубами;
- поочерёдно тянуться языком к кончику носа и подбородку;
- присасывание языка к верхнему нёбу.
Удерживайте на счёт от 1 до 10, повторите несколько раз.
ГУБЫ:
- растягивание в улыбку;
- вытягивание вперед;
- покусывание губ зубами;
- пошлёпывание нижней губы языком;
Удерживайте на счёт и повторяйте несколько раз.
ЩЁКИ:
- надуть щёки, выпустить воздух;
- надуть щёки и удержать их в таком положении;
- втянуть щёки и удержать их в этом положении;
- поочерёдное надувание щёк;
- массирование щёк языком изнутри.
Удержите позу и повторите.
2. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ. От её развития зависит и развитие речи ребёнка.
- играйте с пластилином и сыпучими веществами;
- перебирайте мелкие предметы;
- рвите бумагу на мелкие кусочки;
Используйте шарики с шипами для прокатывания их ладонями;
Упражнения хорошо выполнять под музыку, которая нравится ребёнку, озвучивая и проговаривая каждое движение.
3. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – воспроизведение определенного сюжета с помощью движения пальцев. Этот вид логопедических упражнений выполняется по подражанию.
Отлично подойдут народные потешки, считалочки. Этот раздел позволит Вам раскрыть творческий потенциал и сблизиться с ребёнком. После выполнения каждой гимнастики ребёнку необходимо расслабить кисти рук, потрясти ими.
4. РАЗВИТИЕ СЛУХА – помогает различать звуки языка, определять местоположение звука в слове.
- попросите ребёнка назвать первый/последний звук в словах;
- когда малыш услышит заданный звук – он хлопает в ладоши;
- предложите назвать как можно больше слов на заданный звук.
5. УВЕЛИЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА. Важно, чтобы ребёнок не только использовал слово, но и знал его значение.
- читайте книги и просите кратко пересказать сюжет;
- обсуждайте все, что происходит в повседневной жизни;
- просите ребёнка задавать Вам вопросы и задавайте их сами;
- составляйте описательные рассказы о предметах и явлениях ( форма; цвет; вкус; функция и т.п.).
Повторяйте эти упражнения каждый день.
Помните о том, что только совместная работа со специалистом поможет избежать негативного воздействия недостатков в звукопроизношении, позволит помочь ребёнку справится с ними.
Будьте ребёнку добрым и понимающим наставником и всё получится!