Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения - одна из важных составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и навыков, следующая за постановкой (или коррекцией) звука. Закрепление правильного звукопроизношения характеризуется продолжительностью и значительной трудоемкостью. Это связано с тем, что у ребенка необходимо затормозить привычное для него ненормативное произношение и сформировать новое правильное.
Давайте вспомним, дорогие взрослые, какое удовольствие мы испытывали в детстве, когда держали крепко за руку маму и папу, прыгая с ноги на ногу, на весь лес распевали, а может быть, «раскрикивали» песенку: «Куда идем мы с пятачком». Всем нам известно, какое блаженство доставляет малышам проговаривание «дикой абракадабры», непонятной для взрослых. Малышу кажется, что он сочинил свой собственный язык. Он ходит по комнате и таинственно бормочет что-то вроде:
Карамба, морамба
Фирите, жмурите,
Троль-коле, траль-врале,
Бум!
В сочетании этих звуков, маленьких детей привлекает, с одной стороны, удивительная ритмичность, четкость, чередование слов-слогов, под которые можно прыгать, ходить, играть в мяч, кричать и выплескивать эмоции. С другой стороны, в этом занятии ребенка привлекает возможность, насладиться музыкой звуков, испытать радость победы над трудными для чередования и для быстрого произношения звуками, над плохо слушающимся языком. Чтобы язычок научился слушаться, нужны, конечно же, скороговорки и чистоговорки.
Скороговорки необходимы для того, чтобы научить детей правильно говорить. Чистоговорки учат детей говорить «чисто», поэтому в их основе лежат повторяющиеся слоги. Они используются в логопедии, чтобы автоматизировать звук, или научить язык выполнять правильные движения. Чистоговорки, переложенные на музыку, составляют основное содержание занятий в нашем творческом центре. В логопедии есть особая система освоения звуков родного языка: сначала отрабатывается произношение гласных звуков; затем выговариваются слоги с «трудными» согласными, и наконец, поставленные звуки «дифференцируются»
Работа логопеда-музыканта необходима и актуальна; сотрудничество двух узких специальностей в одном педагоге способствует развитию чувства ритма и темпа, синхронизации движений с музыкой и речью, развиваются певческие навыки, выразительность исполнения, имитационно-подражательные выразительные движения под музыку.
Таким образом, занятия, с одной стороны, устраняют нарушенные речевые функции, а с другой, развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
В результате взаимодействия логопеда-музыканта и ребенка решаются важнейшие педагогические задачи: развивают у дошкольников коммуникативные навыки, формируют монологическую и диалогическую формы речи, у детей пополняется словарь, развивается артикуляция, грамматический строй речи, развивается голос, фонематический слух, мимика, речевое дыхание, и конечно, мелкая моторика.